Как оформить земельный участок в собственность?

Подписание договора

Приобретение участка в собственность дает владельцу право распоряжаться им по своему усмотрению. Бесплатная приватизация доступна не всем гражданам – относится это только к тем, кто использовал муниципальные участки до 2001 года. Этапы сбора необходимых документов и процедура регистрации собственности рассмотрены в этой статье.

Законодательная база

Оформление собственности на земельный участок, независимо от находящихся на нем построек, регламентируется Земельным Кодексом РФ. В законодательстве указаны основные способы приобретения земли.

Таковыми являются:

  • получение наследства, дарение, договора купли-продажи и обмена;
  • приватизация государственных и муниципальных земель;
  • передача участка в виде уставного капитала другому юридическому лицу.

Согласно ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218, подать заявление на оформление прав собственности допускается при определенной категории земли. Это возможно только в таких случаях, как:

  • приватизация с целью ведения подсобного хозяйства;
  • расположение на территории здания для проживания;
  • имеется разрешение на бессрочное пользование;
  • государство выделяло землю для ведения крестьянского хозяйства, на котором после построили ИЖС;
  • земля выделена под садоводство, огородное хозяйство, дачу, гараж;
  • участок перешел по наследству или имеется разрешение на пожизненное использование.

Существуют категории земель, которые нельзя оформить в собственность. К таким территориям относятся:

  • не используемые гражданами или ограниченные в использовании;
  • зарезервированные государственные земли;
  • используемые для хранения ядерных отходов и оружия;
  • земли, на которых расположены ЛЭП и другие коммуникации;
  • железнодорожные, автомобильные дороги;
  • земли, принадлежащие ФСБ и вооруженным подразделениям, судам (включая здания);
  • земли общего пользования;
  • земли другого региона;
  • особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные парки, водные объекты);
  • кладбища.

Заповедник

Необходимые документы для оформления земельного участка

Перечень документации, которая является для всех разрешенных территорий общей, таков:

  • кадастровый паспорт участка (выписка ЕГРН);
  • заявление;
  • паспорт (оригинал и копия), если у собственника есть представитель, доверенность и его удостоверяющий документ;
  • чеки об уплате госпошлин в Росреестр и их копии;
  • документ о владении (договор купли-продажи, о сделке, договор дарения, свидетельство о наследстве).

Документы о праве владения участком должны содержать сведения о его назначении, площади и границах расположенных на нем построек.

Если данные сведения отсутствуют, необходимо обратиться в Кадастровую палату для межевания. Выписку из ЕГРН можно получить в любом МФЦ или же в самом Росреестре.

При отсутствии свидетельства о межевании, т.е. закреплении границ участка при помощи нормативных актов, владельцу придется обращаться к компаниям по землеустроительным работам. Они занимаются сбором и анализом документации (картография, геодезия), составляют план участка, устанавливают разметку коммуникаций и оформляют план межевания. Только после получения этого плана владелец земли передает документацию на учет.

Пошаговая процедура оформления земельного участка

Этап 1. Уточнение и фиксирование границ участка

Занимается межеванием инженер с аккредитацией. Его услуги не бесплатны, а стоимость зависит от удаленности, площади и сроков составления плана объекта. По готовности проекта документы передаются владельцу в 2 экземплярах (электронный и бумажный вариант).

Этап 2. Постановка на кадастровый учет и оформление в собственность

Подготовленные документы передаются в органы Росреестра, МФЦ или электронные органы регистрации. Владельцем составляется заявление в установленной форме, после чего уполномоченное лицо отдает расписку о принятии документации, где указаны сроки выдачи свидетельства о собственности. Данная услуга подлежит уплате госпошлины.

Подача документов

Сбор документов занимает 1-2 месяца, оформление плана межевания составит около 2 недель с передачей данных владельцу, если нет необходимости согласовать его с соседями. Иначе это займет еще дополнительное время, поэтому лучше договариваться с соседями до приглашения специалиста по межеванию.

Этап 3. Получение свидетельства о праве на собственность

Если земля была арендована на муниципальном участке, требуется ее отчуждение и выкуп по предъявленной цене. В случае согласия администрация муниципального района составляет договор купли-продажи или же передачу участка. С этим документом следует обратиться в регистрационные органы для оформления прав.

При арендованной земле с построенным домом владелец здания может в упрощенном порядке выкупить участок без торгов при помощи договора и оплаты. Необходим стандартный пакет документов для того, чтобы зарегистрировать собственность.

При аренде земли дополнительными документами будут считаться:

  • договор аренды;
  • паспорт и права владения того, кто продает участок.

При получении наследства, спустя 6 месяцев после смерти собственника, необходимо подать следующий пакет документов:

  • завещание и свидетельство о праве наследования;
  • справка о смерти собственника;
  • подтверждение отсутствия помещений на земельном участке;
  • определение стоимости по рынку;
  • место регистрации умершего;
  • выписка из ЕГРН с уточнением владельца;
  • если территория является СНТ, нужен ее устав.

При бессрочном пользовании для оформления земли потребуются:

  • разрешение администрации;
  • геодезический (из БТИ), межевания и генеральный план с нанесением хозяйственных построек;
  • акт передачи.

Документы

Срок изготовления свидетельства составляет 10 суток. В документе ЕГРН будут указаны данные об участке и его владельце.

Стоимость оформления земельного участка

Госпошлины и сборы, за которые нужно будет заплатить:

  • при личном использовании (под огород, дачу и хозяйственные цели) – 100-350 руб., для других целей – 2000 руб.;
  • обращение в портал «Госуслуги» (оплата берется за выписку из ЕГРН) – 200 руб.;
  • строительные объекты большой площади и участок принадлежит юридическому лицу – от 22000 руб.;
  • сбор всех документов от специалистов – 10000-15000 руб.;
  • составление межевального плана – от 10000 руб.;
  • кадастровый план и справки разного профиля – 2000-4000 руб.

Отдельные категории лиц (пенсионеры, ветераны ВОВ, инвалиды) освобождены от уплаты государственных налогов и сборов. Обращения к частным компаниям это не относится.

Оформление земельного участка не требует много времени и затрат. Для юридических лиц и организаций стандартные расходы превышены в десятки раз. Определение категории земли, межевание и другие действия необходимо провести при помощи специалистов, которые оформят документы в кратчайшие сроки и помогут в получении свидетельства о праве на собственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector