Оформление садового участка

участок сада

Земельные вопросы в юридической практике являются одними из наиболее актуальных. На первый взгляд простое оформление садового участка в собственность гражданина страны может стать трудоемким процессом, затянутым во времени.

Для того чтобы сделать все быстро и правильно необходимо знать некоторые тонкости действующего юридического законодательства РФ. Мы расскажем, какие нужно собрать документы, куда обратиться и каков алгоритм обращения в различные инстанции.

Трактовка понятия «садовый участок»

Садовый участок – территория, которая отводится под ведение сельскохозяйственных работ. На таких наделах особам можно возводить жилые дома, но нельзя прописаться. Огромная часть садовых участков на данный момент пребывают в статусе некоммерческих объединений граждан или садовых товариществах.

Если участок имеет статус СНТ, то он принадлежит местным органам муниципальной власти и могут использоваться лицами на основе:

  • договора о бессрочной аренде;
  • договора о наследуемом владении;
  • долгосрочного взятия участка в аренду.

До декабря 2010 года граждане могут оформить права собственности на такой надел бесплатно, в случае если в пользование СНТ она была передана до октября 2001.

Обратите внимание! СНТ не может быть снять с оборота оформления прав собственности на основе Федерального Закона под номером 137.

Основания для оформления

Главным основанием, позволяющим оформить СУ в собственность, является наличие правоустанавливающих документов на территорию. Несмотря на это допускаются и случаи, когда особа имеет право на пожизненное наследуемое использование либо при наличии таких документов, как:

  • акт, подтверждающий передачу земельного надела особе из органов правительственной власти;
  • свидетельство о получении земли особой из местного органа власти;
  • выписка из домовой книги, предоставленная органами местного самоуправления, о выделении территории для личного хозяйства;
  • иной правоустанавливающий документ, удостоверяющий право на получение ЗУ гражданином страны.

Важные моменты

Не так давно правительством стран было принято закон об амнистии на оформление садовых (дачных) участков. Это позволило упростить процедуру и сделать ее более доступной. Перед оформлением права владения на СУ нужно составить детальную опись надела с указанием места расположения территории на общем плане товарищества.

Обратите внимание! Оформление садового участка и дачного происходит по одному алгоритму.

садовый участок

Условия

Для оформления СУ нужно чтобы он соответствовал следующим условиям:

  • надел закреплен за дачным кооперативом не позднее 30.10.2001;
  • собственник имеет на руках правоустанавливающие документы;
  • отсутствуют любые виды обременений.

Обратите внимание! Воспользоваться упрощенным порядком регистрации СУ можно до конца декабря 2020. При отсутствии необходимых документов рекомендуем не затягивать с их оформлением.

Подготовка к оформлению

При обращении в госструктуру гражданину потребуется предварительно собрать нужный пакет документов. В него входит:

  • письменное заявление о госрегистрации;
  • документ, удостоверяющий особу заявителя;
  • свидетельство, подтверждающее право на распоряжение наделом;
  • кадастровый паспорт СУ;
  • чек об уплате госпошлины.

Внимание! Если процедурой оформления занимается доверительное лицо, тогда у него должна быть доверенность, заверенная нотариатом.

Имея указанный перечень бумаг, гражданин может обратиться в местное управление ФРС (федеральную регистрационную службу). Порядок регистрации зависит от обстоятельств. При отсутствии некоторых документов можно получить отказ.

Что делать при отсутствии документов?

Если по каким-либо причинам на руках у заявителя отсутствуют документы или необходимые сведения нужно выполнить следующий алгоритм действий.

  1. Обратиться в отделение СНТ и уточнить соответствие надела ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» (пункт 2,3, ст.3).
  2. При наличии старого документа попросить в управлении копию, обязательно заверенную председателем.
  3. Уточните номер кадастра участка в СНТ. Если его нет, то придется обратиться к кадастровым инженерам.

При отсутствии документации по межеванию или если на руках у заявителя имеется проект межевания, тогда нужно обратиться в соответствующий орган для постановки территории на гос. учет. Только после этого СУ будет присвоено кадастровый индивидуальный номер.

Обращаемся в администрацию

Чтобы оформить СУ в собственность в местную администрацию подается:

  • правоустанавливающий документ, на основе которого заявитель используем территорию;
  • план-схема СУ;
  • справка ЕГРП, подтверждающая наличие обременения;
  • заявление.

План-схема – детальное графическое изображение площади и границ СУ по отношению к соседям. Он необходим для ориентировки при оформлении кадастрового паспорта. Справка о наличии обременений требуется для того, чтобы исключить все возможные обременения, например, арест или права собственности иных лиц.

Составляем заявление

Заявление подается на бумажном носителе в местное управление муниципальной власти. Оно состоит из шапки и основного текста. В «шапке» нужно указать:

  • наименование уполномоченного органа, куда подается обращение;
  • ФИО должностной особы;
  • реквизиты заявителя.

составление заявления

Основной текст должен включать:

  • реквизиты со свидетельства про право на СУ;
  • адрес расположения надела;
  • номер из кадастровой палаты;
  • категорию участка;
  • вид использования.

Скачайте образец заявления для приватизации земельного участка

alt:образец заявления для приватизации земельного участка образец заявления для приватизации земельного участка

Цена вопроса и временные рамки

При оформлении СУ нужно быть готовым оплачивать госпошлину и услуги специализированных компаний. За выполнение кадастровых работ стоимость варьируется в пределах 3 – 10 тыс. руб. За регистрацию в местных органах власти – 100 руб. Справка из ЕГРП обойдется в 300 руб.

Сроки оформления также варьируются, однако не могут превышать установленных на законодательном уровне рамок:

  • согласование – не более 1 месяца;
  • кадастровая документация – до 21 рабочего дня;
  • регистрация – до 2 недель.

Исходя из этого, получается, что в зависимости от ситуации оформление права владения на СУ может занять как 2 недели, так и 3 месяца. Такая градация обусловлена скоростью рассмотрения документации уполномоченными органами и сложностями, которые могут возникнуть в процессе межевания надела.

Основания для получения отказа

Главной причиной, по которой заявителю может быть отказано в реализации права на оформление СУ в собственность – несоответствие места расположения надела законным требованиям, генплана местности и прочей документации градостроения.

Когда нужно обратиться в судебную инстанцию?

В некоторых случаях для оформления СУ заинтересованному лицу придется обратиться в суд. Такая необходимость может быть обусловлена:

  • потерей правоустанавливающих документов на СУ;
  • отсутствием согласия со стороны пайщиков на выделение доли в право собственности.

Для обращения в суд нужно составить исковое заявление, содержащее доказательную базу о попытках мирного урегулирования спорного вопроса.

Заявление в суд

Исковое заявление составляется на бумажном носителе и должно содержать:

  • название судебной инстанции, куда подается обращение;
  • персональные данные заявителя, включая адрес регистрации;
  • опись ситуации, при которой были ущемлены права;
  • перечень доказательств, указывающих факт досудебного (мирного) урегулирования спора;
  • прошение о восстановлении прав истца, со ссылкой на законы.

сделка

Оборотные сделки

Собственник СУ, независимо от того включен он в состав СНТ или нет, может совершать различные правовые сделки. Главное, чтобы они не противоречили действующему российскому законодательству. Владелец наделяется правом:

  • использовать надел в рамках целевого назначения (вести садово-огородные работы);
  • вступать в работу сообществ;
  • сооружать постройки, не противоречащие действующим нормам законодательства;
  • передавать права владения.

Оформление СУ в СНТ

Данная процедура потребуется гражданам, не имеющим свидетельства о праве владения наделом. Для реализации процедуры потребуется:

  • правоустанавливающий документ на территорию;
  • план-схема из кадастровой палаты.

Эти бумаги подаются в ФРС. Дополнительно к ним заявителю нужно приложить:

  • паспорт;
  • чек об уплате госпошлины;
  • заявление.

Чтобы получить возможность оформиться в СНТ, нужно обратиться в дачное товарищество или местную администрацию. Также потребуется провести процедуру межевания. Для упрощения вступления в СНТ заявитель может прибегнуть к помощи нотариуса, потому как простая реализация вопроса на бумаге часто противоречит реалиям.

Представитель кадастровой компании Марьян Марьянович рассказывает об оформлении садовых домов и участков

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: