Коллективные трудовые споры

трудовые споры фото

​Коллективные трудовые споры могут возникнуть на предприятии с любой численностью рабочих и организационной формой. Они порождаются халатным отношением к работе трудящихся или же несоблюдением требований к организации трудового процесса, которые могут повлечь за собой ущерб здоровью или же сокращение заработной платы.

Все конфликтные ситуации подобного рода решаются в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

Понятие и расшифровка термина

Трудовой спор – это законный способ проявления расхождения мнений. Он возникает исключительно между работниками и работодателями. Инициировать трудовой спор имеют возможность обе стороны, хотя чаще всего в роли пострадавших выступают подчиненные, чьи права были грубо нарушены.

Характерной особенностью, позволяющей классифицировать спор как коллективный, является то, что инициаторами выступает несколько работников, несогласных с действиями руководства по отношению к ним, а не один из работников. Представлять интересы может ответственное лицо профсоюза (если такая организация создана и действует на данном предприятии) или же любой уполномоченный на переговоры член группы пострадавших граждан.

Основные причины

Среди основных причин, побуждающих начать тяжбу, наиболее частыми являются нарушения норм трудового права, среди которых:

  • не оговоренные с работниками изменения условий труда, рабочего графика или введение дополнительного времени без доплат и поощрений;
  • несоблюдение работодателем трудового договора, заключенного с коллективом;
  • нарушение ответственности сторон, предусмотренных в колдоговоре;
  • принятие изменений любого характера, противоречащих законодательству о труде.

Также частыми причинами для возникновения конфликтных ситуаций являются нарушения, связанные с неудовлетворительным решением проблем бытового характера.

разногласия в трудовых отношениях
Getting hot

Классификация и виды

С юридической точки зрения все коллективные споры принято разделять на конфликты, возникшие:

  • на социально-экономической почве;
  • из-за нарушения норм трудового законодательства.

Иногда споры появляются тогда, когда имеют место обе приведенные проблемы, например, использование работников на работах, предусматривающих особые условия труда, без предоставления льгот, доплат, дополнительных дней отдыха, спецодежды и инвентаря, а также прочих привилегий, положенных по закону.

О сторонах конфликта

Работники и руководящий состав предприятия в равной мере могут выступать сторонами конфликта, возникшего на почве нарушений трудовых отношений. При этом следует отметить, что пострадавшей стороной могут быть:

  • наемные работники рабочих специальностей;
  • младший обслуживающий персонал;
  • специалисты, причисленные к инженерно-техническим работникам.

В некоторых ситуациях возникают споры с участием коллектива предприятия и представителей государственных структур, организаций и объединений граждан, признанных некоммерческими проектами или неприбыльными предприятиями.

Важно! Решение о необходимости восстановить права должен принимать рабочий коллектив. Для этого собирают собрание или же подписи. Заявить о нарушениях можно только в том случае, если это поддержит половина рабочих.

Кто уполномочен разрешить

Решением трудовых споров, возникших на предприятии и задокументированных в порядке, установленном законом, занимаются специально созданные комиссии. Они могут быть как независимыми (сторонними, состоящими из руководящих работников холдинга, объединения или концерна), так и сформированными из должностных лиц организации (фирмы, компании и т.д.).

Основными структурами, задачами которых является разрешение конфликтных ситуаций на предприятии, являются примирительные комиссии и арбитраж. Они являются временными и имеют полномочия исключительно на период поиска путей разрешения конфликтной ситуации.

В случае, когда обе стороны не приходят к обоюдному согласию, решать коллективные трудовые споры нужно в судебном порядке.

Правила оформления

Чтобы коллективный спор можно было решить быстро, все возникшие проблемы пострадавшая сторона должна изложить на бумаге. Обращение составляется в двух экземплярах. Один из них остается у заявителей, а второй отсылается ответчику. Способ доставки не оговаривается, при этом следует знать и помнить о том, что обязательно получить отметку о получении. Если заявление отправлено почтой, то послание должно быть заказным с уведомлением о вручении адресату.

споры в бизнесе

Датой начала КТС является подписание протокола разногласий. Если работодатель преднамеренно отказывается фиксировать обращение или же огласить решение по ранее заявленным претензиям, датой начала спора считается день выявления нарушения законодательства.

Этапы проведения процедуры

Процедура разрешения коллективного трудового спора имеет разработанный на законодательном уровне поэтапный порядок. На каждый этап отводится строго оговоренное время. Оно не может быть изменено в большую или меньшую сторону.

Начальные этапы: примирительные процедуры

На первом этапе стороны, заинтересованные в удовлетворении собственных интересов, формируют единый претензионный документ. В нем излагают суть вопроса и причины, повлекшие за собой возникновения спора. С этого момента начинается отсчет времени, отведенного на рассмотрение ситуации специалистами экспертной комиссии предприятия.

Второй этап процедуры – это создание, начало работы примирительной комиссии, результатом работы которой является вынесение решения по итогам проведенных расследований.

3 и 4 этапы: привлечение посредника

В случае отсутствия возможности досрочного урегулирования проблемы, производится поиск и привлечение к спору посредника, и после этого рассмотрение возникшего коллективного спора ведется исключительно с участием представителя третьей стороны.

Поиск решения является четвертым этапом. Результатом данной процедуры становится подписание документа, удовлетворяющего требования обеих или одной из сторон конфликта. Если стороны не достигли понимания результатом переговорного процесса считается подписание протокола разногласий.

Важная информация! В случае возникновения возможности решения спора на любом из этапов, перечисленных выше, конфликт может быть исчерпан досрочно.

5 этапы: формирование трудового арбитража

Результатом работы будет создание трудового договора, который считается приемлемым для работников и работодателей. Если консенсус не был достигнут, и переговорщики не сумели примирить стороны, вступившие в коллективный трудовой спор, возникает потребность в формировании трудового арбитража – временного органа, призванного решить конфликт без забастовок и суда.

В ситуации, когда руководящим звеном нарушены нормы законодательства, рабочие вправе объявить об остановке производства или функционирования предприятия до момента законного разрешения спорной ситуации.

Обратите внимание! Работодатель не имеет права препятствовать созданию арбитража или его работе.

Сроки решения

Сроки решения трудовых споров устанавливаются на законодательном уровне и не зависят от сложности вопроса. Намеренное затягивание удовлетворения заявленных интересов сторон конфликта является нарушением, и может повлечь ответственность (вплоть до уголовной).

Сроки, в которые должен быть рассмотрен любой коллективный трудовой спор ограничиваются определенным количеством рабочих дней, необходимых для рассмотрения каждого этапа конфликта. В частности:

  • 1, 3 и 4 этапы не могут занимать более трех дней (каждый);
  • 2 и 5 этапы длятся не дольше пяти дней.

Принятие решения (6 этап процедуры), которое должно подтвердить правомочность действий одной из сторон конфликта, не должно занимать более семи рабочих дней.

коллективный спор

Решение в судебном порядке

Если после вынесения решения арбитражной комиссией на предприятии, сторона, чьи интересы были ущемлены, не получает желаемого результата, то ее представители имеют законное право подать исковое заявление в суд. Нередко рабочие в знак протеста и несогласия организуют забастовки (саботируют рабочий процесс, требуя выполнения законных требований).

В случае невозможности достижения консенсуса по вопросам, ставшим причинами коллективного спора, решать возникшие проблемы нужно в суде.

Предотвращение трудовых споров

Предотвращение трудовых споров на предприятиях является первоочередной задачей руководства. Для этого руководителям и работникам нужно понимать ответственность, возложенную на них, а также четко следовать законодательству в вопросах соблюдения прав и обязанностей сторон.

Во избежание возникновения разногласий работодатель должен максимально поддерживать трудящихся не только в рабочем процессе, но и вне его. Одним из наиболее действенных и оправданных методов предотвращения коллективных споров на предприятии, является создание органа самоуправления на предприятии – профсоюза или его подобия.

Нормативные документы

Нормативный документ, на основании которого должны решаться все коллективные споры, – это Трудовой кодекс РФ, иными словами свод законов, регулирующих трудовые отношения.

Правила, способы и документальные особенности решения всех проблем описаны в статьях 398, 399 и 410 этого документа. Если информации недостаточно, то решать вопросы следует, используя прочие нормативные акты, разработанные для предприятий отдельных отраслей (их именуют отраслевыми соглашениями), а также нормативами, касающимися изменений заработной платы, предоставления льгот, обеспечения санаторно-курортным лечением.

Важно помнить о том, что данные документы постоянно пересматриваются, поэтому необходимо мониторить законодательные базы во избежание возникновения непредумышленных нарушений, способных стать причиной КТС.

Как решить трудовой спор без суда рассказывает юрист-консультант Екатерина Серебрякова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector