Индивидуальный трудовой спор

разногласия в трудовых отношениях

​В любом профессиональном коллективе некоторые вопросы становятся причиной разногласий между участниками и в результате возникают трудовые споры. Их можно разделить на коллективные (если конфликт возник между членами коллектива и работодателем и затронул права сотрудников) и индивидуальными.

Индивидуальный трудовой спор – это дискуссионный момент, оставшийся несогласованным между директором и специалистом и затрагивает права конкретного лица.

Такой спор возникает, когда нет возможности урегулировать разногласия в моментах применения:

  • коллективной договоренности;
  • трудового согласия сторон (об изменениях условий труда, зарплаты и т.д.);
  • законов по труду или нормативных актов;
  • отдельных аспектов деятельности (льготы, компенсации и пр.);
  • попытки составить бумагу (не прием на работу руководителем) или восстановить трудовые отношения бывшего спеца.

Причины индивидуального трудового спора

Основаниями для трудовых споров чаще всего есть правонарушения, связанные непосредственно с соблюдением договоренности, или кажущееся правонарушение. Действительными можно считать те, которые возникли в следствии:

  • изменившихся условий соглашения;
  • изменения должностных полномочий, не предусмотренных договором;
  • не предоставлении сотруднику отпуска или положенных по закону выходных дней;
  • применения к наемному специалисту взыскных санкций за нарушение дисциплины;
  • несвоевременной или частичной выплаты зарплаты, пособия;
  • сокращения нанятого лица;
  • неприятию в коллектив;
  • решения вопроса возмещения убытков по требованию работодателя.

споры в бизнесе

Важно! Трудовая инспекция не занимается рассмотрением индивидуального трудового спора.

Типология индивидуальных трудовых споров

Исходя из базовых основ трудовые недоразумения можно разделить на несколько групп.

Типы споров из-за предмета трудового права:

  • из-за несоблюдения договоренности (сокращение не по закону, удержание трудовой книжки и пр.);
  • несоблюдение управления процессом трудовой организации (требование со стороны работодателя соблюдения норм труда, при этом не обеспечив процесс технологически);
  • нарушения отношений в профессиональной подготовке и переподготовке (наниматель требует пройти курсы повышения и оплатить самостоятельно их);
  • нарушения отношений материальной ответственности (когда руководитель своим приказом назначает возмещение ущерба работником в сумме, превышающей его зарплату);
  • нарушение отношений охраны труда (при разрешении несчастного случая на производстве);
  • нарушения отношений социального страхования (отказ в оплате больничного).

Типы по предмету конфликтных моментов:

  • споры по возмещению ущерба или присуждению компенсационных выплат;
  • споры по признанию ущемления прав одной из сторон соглашения;

Типы по характеру разногласий:

  • по поводу преобразования трудовых условий;
  • по обеспечению норм трудового законодательства.

По способам урегулирования спора:

  • исковые (рассматриваются потому, что работник подал иск в органы, занимающиеся рассмотрением и устранением конфликтов).

Скачайте вариант искового заявления о решении индивидуального трудового спора

alt:Иск по решению спораИск по решению спора
Скачать WORD — Иск по решению спора

Обратите внимание! Подав исковое заявление, пострадавший рассчитывает восстановить утраченное право.

Органы, разрешающие споры по труду

Есть определенный порядок в удовлетворении трудовых индивидуальных споров. Они всегда регулируются ТК РФ, гражданскими и федеральными законами. Вопросами решения разногласий между директором и спецом занимаются комиссии по трудовым спорам или судебные органы.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия по разрешению ситуаций создается тогда, когда стороны не в состоянии договориться между собой. Этот орган формируется по инициативе работника или руководителя. Представлен членами, работающими на предприятии и администрации в равном количестве. Члены коллектива выдвигаются на общем собрании (могут быть предложены профсоюзом).

трудовые споры

Члены комиссии от руководства вводятся руководителем предприятия. Последовательность в формирования и деятельности комиссии следующая:

  • пострадавшее лицо направляет письменное предложение органу, представляющему сотрудников и руководству о создании комиссии;
  • заявление истца регистрируется в комиссии;
  • комиссией избирается для своей функциональности председатель и секретарь;
  • руководитель обеспечивает деятельность органа техническими средствами (печать и пр.);
  • заявление подлежит рассмотрению в течение 10 дней со дня регистрации;
  • присутствовать обязаны не менее половины представителей с обеих сторон;
  • слушание вопросов спора может происходить в присутствии заявителя и доверенного лица другой стороны, но может произойти и без него;
  • при необходимости комиссия вправе пригласить свидетелей, рассмотреть документальные доказательства, воспользоваться рекомендациями экспертов;
  • на сборах обязательно протоколирование вопросов, бумага должна быть завизирована председателем и заверена печатью;
  •  решение по раздору будет принято тайным голосованием и оформлено в письменной форме;
  • в период 3 дней копии принятой резолюции вручаются сторонам разногласия;
  • решение подлежит обжалованию в суде при желании истца или ответчика.

К сведению! Решение комиссии применимо в течение 3 дней при соблюдении 10 дней на обжалование резолюции в суде.

Вопросы, которые может решать КПС

Важно! Комиссия по решению споров принимает к рассмотрению не все вопросы по индивидуальным трудовым спорам!

Комиссия компетентна в рассмотрении таких разногласий:

  • непредвиденное ухудшение основных договоренностей;
  • отказ сотруднику в просьбе по выходным и отпуску;
  • несоблюдение сроков и размеров выплат;
  • пункты дисциплинарных взысканий.

Комиссия не имеет полномочий рассматривать:

  • проблемы увольнения и не приема на работу;
  • возвращение после незаконного увольнения;
  • вопросов несоответствия причины увольнения в приказе и трудовой книжке;
  • выплаты прогулянного не по своей воле времени (из-за незаконного увольнения);
  • проблемы возмещения убытков за нанесенный вред (работнику или работодателю);
  • спор по вопросам дискриминации.

Обратите внимание! Сотрудник имеет возможность обратиться в комиссию в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав.

Индивидуальные споры в суде

Если попытка специалиста обговорить острые моменты в личном общении с работодателем или решить разногласия с помощью комиссии по трудовым спорам не удалась, правильным будет обращение в судебные инстанции. Индивидуальные трудовые споры регулируются районными или городскими судами. Суд принимает дело о спорности вопроса если:

  • участники конфликта не удовлетворены постановлением комиссии;
  • сотрудник предпочитает судебную инстанцию обращению в комиссию;
  • решение комиссии опротестовано прокурорской инстанцией.

судовое решение фото

В судебных инстанциях рассматриваются обращения по индивидуальным трудовым спорам при заявлении:

  • сотрудника;
  • организатора предприятия;
  • профсоюзной организации (в интересах работника).

По заявительному письму пострадавшего сотрудника суд может приступить к слушанию проблем:

  • по возобновлению на рабочем месте (по отказному обращению в приеме на должность);
  • о несоответствии причин увольнения ситуации;
  • о незаконном переводе на иную работу или должностные обязанности;
  • платежей по зарплате;
  • о разглашении работодателем персональной информации о работнике.

Суд также имеет полномочия рассматривать заявление руководства компании:

  • о требовании с работника за ущерб, нанесенный предприятию или нанимателю (время подачи заявления – 1 год).

Судебные органы уполномочены рассматривать и другие вопросы (о дискриминации, религиозные конфликты). На основе рассмотренных документов, показаний, суд подписывает постановление об удовлетворении искового заявления или отказное. В резолюции по раздору четко сформулировано, что следует выполнить ответчику и в какой период времени.

К сведению! Сотрудник имеет возможность обратиться в суд без подачи заявления в комиссию. При этом следует соблюдать сроки подачи искового заявления: для удовлетворения проблем трудового соглашения – 3 месяца, по моментам увольнения – 1 месяц с подписания приказа.

Итак, индивидуальный трудовой спор считается исчерпанным, когда в силу вступает постановление суда. Срок исполнения наступает с момента принятия предписаний. Исполнительные обязанности возложены на приставов. Они строго следят за сроками приведения решения в исполнение.

Подробнее о трудовых спорах рассказывает адвокат Евгений Осинцев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector